Серотонин (5-гидрокситриптамин, 5-НТ) — биогенный амин с широким спектром активности. Наиболее высокое содержание серотонина отмечается в двенадцатиперстной кишке (энтерохромаффинных клетках), тромбоцитах, тучных клетках соединительной ткани; в ЦНС сосредоточено около 2% суммарного пула серотонина организма.
Серотонинергическая система и болезни кожи
В головном мозге серотонин распределен неравномерно — наиболее богаты им гипоталамическая область и средний мозг, ядра шва мозга, наименее — кора головного мозга (меньше в неокортексе, чем в лимбической области) и мозжечок.
В ЦНС 5-НТ выполняет функции медиатора для серотонинергических нейронов и модулятора действия других медиаторов [Губский Ю. И. и др. 1997]. Он участвует в регуляции таких психоэмоциональных реакций, как импульсивное влечение, агрессивность, тревога, половое поведение, что позволяет называть серотонин «нейромедиатором хорошего самочувствия».
Серотонин участвует в контроле терморегуляции, сенсорных процессов, в частности чувствительности к боли; серотонинергические нейроны супраоптического ядра — в регуляции циркадианных ритмов организма (в том числе циклов «сон — бодрствование»).
Нарушения обмена серотонина и психические расстройства
Нарушения обмена серотонина и/или функций серотониновых регуляторов имеют отношение к патогенезу шизофрении, депрессивных и тревожных состояний, алкоголизма, наркоманий [Каплан Г. И., Сэдок Б. Д. 1994].
К агонистам серотониновых рецепторов относятся производные индола (буфотенин), пиперазина (квиназин), тетралина. Антагонистами рецепторов серотонина, блокирующими его поведенческие эффекты и связывание радиолигандов in vitro, являются метерголин, метисергид, мианселин, диэтиламид лизергиновой кислоты, метиотелин [Сергеев П. В., Шимаповский Н. Л. 1987; Губский Ю. И. и др. 1997].
Рецепторы серотонина в головном мозге подразделяются на 5-НТ1 и 5-НТ2. 5-НТ1-рецепторы, связывающие ЗН-серотонин, обнаружены в различных структурах головного мозга, тогда как 5-НТ2-рецепторы, связывающие нейролептик ЗН-спиперон, почти полностью локализуются в коре головного мозга.
Высвобождение серотонина регулируется по принципу отрицательной обратной связи за счет наличия ингибиторных 5-НТ-ауторецепторов, локализованных на пресинаптической мембране. По своим фармакологическим характеристикам эти рецепторы отличаются от 5-НТ2 и относятся к 5-НТ1-типу. Агонистами 5-НТ-ауторецепторов являются ЛСД и 5-метокситриптамин, антагонистом — метиотепин [ГубскийЮ.И.идр. 1997].
5-НТ1-рецепторы сопряжены с аденилатциклазным комплексом нейрональных мембран через ГТФ-связывающий белок. Постсинаптические рецепторы серотонина 5-НТ1 могут находиться в двух различных конформационных состояниях, различающихся по способности к активации серотонинчувствительной аденилатциклазы. Обратимый переход между двумя состояниями рецептора вызывается связыванием определенных лигандов, в частности — антидепрессантов.
5-НТ2-рецепторы тоже относятся к рецепторам II класса (метаботропным), однако их стимуляция сопровождается активацией фосфолипазы С, расщепляющей фосфатидилинозитидфосфаты с образованием метаболически активных диацилтоицерола и ИФЗ, регулирующих выход ионов кальция в цитоплазму нейрона из внутриклеточных депо [Губский Ю. И. и др. 1997].
Моноаминергическая система головного мозга (в частности рецепторы, взаимодействующие с норадреналином и 5-НТ) играет важную роль в патогенезе аффективных расстройств. Дефицит норадреналина проявляется депрессией тоски, а недостаток серотонина — депрессией тревоги[Данилова Н. Н. 1992].
Дефицит серотонина и болезни кожи
Дефицит серотонина в головном мозге, тестируемый по уровню экскреции метаболита 5-НТ — 5-оксииндолуксусной кислоты — обнаружен у больных с депрессией, совершавших суицидальные попытки. Наименьшая концентрация этой кислоты определялась в спинномозговой жидкости лиц, совершавших суициды наиболее насильственными способами [Катан Г. К, СэдокБ.Д. 1994]. При депрессии отмечено и снижение плотности постсинаптических 5-НТ-рецепторов к серотонинергическим агонистам, например — к имипрамину [Губский Ю. И. и др. 1997].
Длительное состояние тревоги (наблюдаемое, например, у большого количества больных хроническими дерматозами) способствует нейрохимической перестройке ЦНС по тревожному типу: тревога вызывает выброс серотонина и компенсаторное снижение числа пресинаптических 5-НТ1а-трецепторов, которое, в свою очередь, способствует еще большему выбросу серотонина; формируется патологическая обратная связь [Козловский В. Л. 2002].
В патогенезе различных кожных реакций важную роль играет не только центральная, но и Периферическая активность серотонина. Ускоренную агрегацию тромбоцитов с возрастанием уровня серотонина в крови рассматривают как один из физиологических компонентов эмоционального стресса.
Расширяя терминальные сосуды кожи в низких концентрациях и сужая — в повышенных, серотонин обеспечивает «игру сосудов» при аффективном напряжении и принимает участие в образовании эритемы, хронических уртикарных высыпаний и других патологических изменений кожи. Увеличение содержания серотонина в крови отмечают в период обострения атопического дерматита [Тополянский В. Д., Струковская М. В. 1986].
В коже серотонин вызывает вазодилатацию, повышение проницаемости сосудов, отек, воспаление (эти эффекты опосредованы 5-НТ1 и 5-НТ2-рецепторами)[Goldsmith L. А. 1991;Theoharides Т. С. 1996], зуд (через посредство 5-НТЗ-рецепторов и косвенно через активацию тучных клеток[Bos J. D.1997;PlotnikoffN. P. и др. 1999].
Рецепторы серотонина находятся на нервных окончаниях в области дермально-эпидермальной зоны и в тельцах Пачини[Carlton S.M., Coggeshall R. Е. 1997]. Возможно, рецепторы есть и на иммунных клетках[Bos J. D.1997;PlotnikoffN. P. и др. 1999]. Серотонин, высвобождаемый из тромбоцитов, способствует активации Т-лимфоцитов[MatsudaH. и др. 1997], а также может вызывать пролиферацию кератиноцитов [Maurer М. и др. 1997].
Секреция серотонина, как и других нейромедиаторов, происходит и в самой коже: он выявлен в клетках Меркеля, в меланоцитах, клетках меланомы[Johansson О. и др. 1998;Slominski А., Wortsman J.2000].